8 (495) 120-20-89
 с 10.00 до 19.00 по московскому времени

Признаки ненадежности контрагента

Термин «ненадежность контрагента», не смотря на наличие существующих объективных и уже давно известных признаков ненадежности контрагентов, далеко не все контрагенты, обладающие этими признаки, могут оказаться ненадежными, и наоборот контрагент, не подпадающий под эти признаки в любой момент времени может стать ненадежным.

Важно понимать и то, что для предотвращения неблагоприятных моментов в будущем, необходимо вести еженедельный мониторинг контрагента на выявление признаков ненадежности, и даже выявляя это, полученная информация не всегда может свидетельствовать о надвигающихся проблемах, так как в условия современного рынка сегодня многие компании в тот или иной промежуток времени могут иметь трудности.

Не маловажным моментом является и тот факт, что не каждая компания имеет или готова предоставить те или иные сведения, будь то в силу их отсутствия или по причине конфиденциальности различной информации.

В том числе трудности с получением информации может стать отсутствие профессиональных знаний специалистов компании по методам и способам выявления признаков неблагонадежности контрагентов. Также, зачастую компаниям необходимо срочно заключить тот или иной договор и времени на получение и изучение полученной информации просто нет, а промедление может грозить срывом сделки.

Прежде чем перечислить основные признаки неблагонадежности контрагента, хочется сказать о том, что лучшим решением этой задачи является наличие сильного и компетентного штата юристов в своей компании или договор на юридическое обслуживание с юридической компанией, которая может провести проверку контрагента заблаговременно, а в случае необходимости заключения договоры с контрагентом, который обладает каким-либо из признаков неблагонадежности, и составить договор таким образом, чтобы максимально снизить все возможные риски.

1. Проверка контрагента по базе ЕГРЮЛ: его наличие в ней, совпадение ИНН, КПП, руководителя, адреса места нахождения, отсутствие процесса ликвидации или реорганизации. Дополнительно у контрагента необходимо запросить список конечных бенефициаров за подписью руководителя организации - каждая организация обязана у себя иметь такой список и предоставлять его по первому требованию.

Это позволит выявить самые первые признаки недобросовестного контрагента, так как, например, компания, которая находится в процессе ликвидации, не вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.

2. Проверка контрагента по базе судебных споров: наличие судебных тяжб, процессуальный статус контрагента (истец, ответчик или третье лицо), суть спора, давность спора и его результаты, сведения о банкротстве или о поданных заявлений в отношении контрагента о признании его несостоятельным (банкротом).

Это позволит выявить наиболее частые претензии к данному контрагенту, покажет добросовестность исполнения им своих обязательств по контрактам, качестве его работ и др., и выявить "компании-пирамиды", которые имеют кассовый разрыв и за счет нового контрагента выполняют обязательства перед предыдущим, нарушая все сроки и иные обязательства по контрактам.

3. Проверка контрагента на наличие в отношении него исполнительных производств и ареста его активов.

Это позволит, например, не приобрести актив по сомнительной схеме, который находится в споре или под арестом, который в последующем может быть изъят из владения нового собственника, так как он не проявил "должной осмотрительности".

4. Проверка контрагента по базе Единого Федерального реестра о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектах экономической деятельности.

Это позволит получить информацию о финансовом состоянии контрагента и сопоставить официальные данные с предоставленными данными самим контрагентом.

5. Проверка руководителя контрагента в списке дисквалифицированных лиц, массовости и номинальности, как и учредителя (учредителей) контрагента.

Это один из основных элементов "должной осмотрительности", необходимый для проверки при совершении любой сделки. Если лицо является номинальным, то фактически взыскать с него причиненные компании убытки будет невозможно в силу его номинальности.

6. Запросить нотариально-заверенные копии документов компании по списку: устав и изменения к нему (если имеются), свидетельство ОГРН, ИНН/КПП, решение (протокол) о создании, решение (протокол) о назначении руководителя компании и приказ о его вступлении в должность. Если для выполнения работ или оказания услуг данным контрагентом необходимо дополнительные лицензии, сертификаты, допуски или образование сотрудников, то такие документы также необходимо запросить. Все запрошенные документы необходимо проверить на достоверность и легитимность.

Это позволит не допустить, например, выполнение работ без соответствующих допусков, что само по себе может повлечь за собой в ряде случаев привлечение к уголовной ответственности самого заказчика работ, а не только его исполнителей.

7. Запросить бухгалтерский баланс и налоговую отчетность контрагента за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату.

Это позволит дать оценку контрагента с точки зрения исполнения им обязанностей перед бюджетом по уплате налогов, наличие кредиторской и дебиторской задолженности, а также оценить рентабельность и выявить, не находится ли контрагент на стадии принятия решения о подаче заявления о признании самого себя несостоятельным (банкротом). Ведь в данном случае компания может заплатить аванс и не получить желаемого по контракту, а встать в реестр требований кредиторов уже потому, что не смогла увидеть факт несостоятельности контрагента перед заключением с ним договора и уплаты ему денежных средств. В ряде сделок совместно с запросом отчетности стоит запросить гарантийное письмо об уплате всех налогов, предусмотренных законодательством для данного контрагента.

8. Проверить реальное наличие активов, офиса, складов и т.п.

Не всегда налоговая или бухгалтерская отчетность может отражать в себе достоверные сведения. Вопрос об ответственности этого контрагента в данном случае у компании не стоит, так как он занят не поиском нарушителей налогового законодательства, а установлением отношений с надежным контрагентом. Можно запросить соответствующее гарантийное письмо у контрагента, но по факту этого недостаточно для подтверждения реальности наличия активов.

9. Проверка контрагента в реестре недобросовестных поставщиков.

Это позволит выявить уже заранее неблагонадежного контрагента, который по тем или иным признакам, указанным в таком реестре, имеет статус недобросовестного.

Такие признаки, как срок нахождения компании на рынке, обслуживающий банк, количество персонала - являются косвенными. На них стоит обращать внимание, но делать выводы относительно ненадежности контрагента только по этим признакам на практике не всегда целесообразно.

Золотое правило: не платить до подписания контракта, даже аванс. Не спешите расставаться с деньгами. Уже по качеству самого договора, предлагаемого для подписания, можно очень многое сказать о контрагенте, его бизнесе, его подходе к работе, исполнению обязательств и ценностях при совершении сделок. Если деньги идут вперед контракта, то условия такого контракта, как бы сильно они не устраивали, потом изменить будет нельзя, как и проверять контрагента на неблагонадежность после подписания договоров и уплаты денежных средств.

 

Все права защищены. Вся информация, расположенная на настоящем сайте, а также статьи и документы, защищены законом.
Ее распространение, копирование, извлечение как полностью, так и частично запрещено без письменного разрешения ООО "Юридическая фирма К.О.Р.Д."