Преддоговорная ответственность - система ответственности за срыв переговоров
Каждый руководитель постоянно ведет переговоры. Каждая компания ежедневно по результатам одних переговоров заключает контракты и сталкивается с внезапным прекращением других переговоров.

Немалые деньги вкладываются в маркетинг, штат, привлекаются различные ресурсы для обеспечения реализации сделок. Но при этом около 80% переговоров не заканчиваются сделкой. Расходы, связанные с переговорами, и недополученную прибыль можно компенсировать.

В российском законодательстве существует отдельный механизм - преддоговорная ответственность. Этот механизм предполагает, что в рамках переговоров стороны ведут себя добросовестно. Однако в случае злоупотребления, а порой и получения выгоды или даже срыве параллельной сделки - в этом случае можно не просто привлечь к ответственности за подобное поведение, но и получить компенсацию в виде, например, суммы недополученной прибыли от сорванной параллельной сделки.
Конфиденциальность
В переговорном процессе обязательно стоит отдельно обозначить конфиденциальность информации, получаемой сторонам в ходе переговорного процесса друг о друге, о компании, о товаре или услуги, о некоторых отдельных аспектах каждого вида бизнеса. Контрагенты обязаны использовать информацию, передаваемую друг другу в качестве конфиденциальной, исключительно в целях совместного сотрудничества. Конфиденциальной может считаться информация, которая:
- содержит оговорку о том, что она таковой является (например, расписка о согласии хранить информацию в тайне);
- несет в себе очевидный риск возникновения убытков от ее распространения у стороны, ее предоставившей.

Зафиксировать данный аспект конфиденциальности стоит посредством соглашения на начальном этапе переговоров с обозначением о конфиденциальности информации, ее характеристиках, ответственности и определенных обозначениях, которые стороны используют при направлении документа как конфиденциального, а также о незащищенности, например, сети Интернет и оговорку о последствиях вскрытия электронных адресов.
За срыв сделки потенциальный клиент возместит всю сумму этой сделки
Сторона, причинившая ущерб, должна доказывать добросовестность своих действий, если не хочет быть привлечена к преддоговорной ответственности. В силу должности и профессии мне приходится контролировать каждое свое слово, каждое письмо, каждую оговорку (которые я тоже могу допускать, как и любой обычный человек). Я аргументировала свой отказ таким образом, что в ответ получила письмо с благодарностью и надеждой на совместную работу в будущем.

Если ради этого клиента было отказано другим клиентам, и сделка сорвалась, то он должен будет возместить бизнесу недополученную прибыль от клиентов, которым ради него отказали.


Защита от недобросовестной стороны
Защитой нарушенных прав от недобросовестной стороны послужит грамотно составленное соглашение о проведении переговоров или верно составленное и направленное в суд исковое заявление о возмещении убытков. Свое решение суд выносит исключительно на основании представленных сторонами процесса доказательств.
Если в связи с недобросовестным поведением стороны ее контрагент понес материальный ущерб, при обращении в суд за его возмещением именно истцу надлежит доказывать недобросовестность ответчика. Доказательствами могут служить:
- переписка сторон. На практике судами принимается переписка путем обмена электронными письмами, факсимильной и телефонной связи;
- уведомления о совершении действий, необходимых для заключения договора;
- договоры с третьими лицами, выполнивших или оказавших сопутствующие работы или услуги;
- первичные бухгалтерские документы;
- иные документы;
- любые доказательства личных встреч представителей сторон.
Исключение
Однако, из данного правила существует несколько исключений.
Так недобросовестными действиями при проведении переговоров предполагаются:
- предоставление стороне неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны;
- внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
В этих случаях, напротив, сторона, причинившая ущерб, должна доказывать добросовестность своих действий.
Через механизм преддоговорной ответственности бизнес может:
- конкретизировать свои права и обязанности по ведению переговоров;
- определить порядок расходов каждой стороны;
- установить режим конфиденциальности относительно передаваемой информации и меры ответственности;
- установить неустойку и штрафы за нарушение условий соглашения;
- установить запрет на проведение одновременных переговоров с третьими лицами по тому же предмету в течение определенного срока.


К возмещению в полном объеме подлежат:
- расходы на ведение переговоров (например, аренда переговорной),
- расходы по приготовлению к заключению договора (в том числе на привлечение узкоспециализированных специалистов),
- убытки, понесенные в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.

Применяется в любом виде бизнеса
Для внедрения преддоговорной ответственности не важно, чем именно занимается бизнес - оказание любых услуг (маркетинговые, по организации мероприятий, издательство, бухгалтерские услуги, страхование, сдача в аренду недвижимости или рекламных площадей, и многие другие), поставка и продажа, для франчайзинга это самостоятельное решение и исключение коммерческого риска, и для многого другого. Преддоговорную ответственность нельзя использовать в сделках с физическими лицами, но даже в сегменте b2c есть у бизнеса контрагенты, в отношениях с которыми эффективно будет использовать этот механизм.

Самое надежное и эффективное - только при наличии соглашения о преддоговорной ответственности. Или включение этого механизма в соглашение о конфиденциальности (NDA), а можно использовать его в оферте при предоставлении любого тестового доступа к информационной системе, предоставляя услугу, предоставляя товар на ознакомление, разрабатывая предварительную стратегию по маркетингу, пиару или продажам. Преддоговорной ответственностью можно закрыть именно те слабые моменты, где многие клиенты обращаются за частичной или разовой услугой, и им ее достаточно. Они изначально не хотели платить, а бизнес потратил на них время и деньги.

Доверьте решение ваших задач нам
Мы разработаем для вашего бизнеса решение и воплотим его, обеспечим гарантийное обслуживание и будем рады видеть вас на всех наших мероприятиях - мы нацелены на долгосрочное сотрудничество.
Намерены внедрить в свой бизнес-процесс систему преддоговорной ответственности? Направьте нам запрос:
Нажимая кнопку "Отправить", Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных в соответствии с Положением об обработке персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Остались вопросы? Свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: contact@kord-group.ru
Телефон: +7(495)120-20-89
Соцсети: Facebook | Youtube
Все авторские права на данный материал принадлежат
ООО "Юридическая группа К.О.Р.Д."

Вся информация, расположенная на настоящем сайте, а также статьи и документы, защищены законом.
Ее распространение, копирование, извлечение как полностью, так и частично запрещено без письменного разрешения
ООО "Юридическая группа К.О.Р.Д."