Наиболее частые проблемы в бизнесе ритейла

Схемные решения для Вашего бизнеса - для ритейла, интернет-магазинов, оффлайн-магазинов - основные решения с учетом судебной практики, опыта и риск-менеджмента.
Нет времени читать? отправим материал вам на почту:
Нажимая кнопку "Отправить", Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных в соответствии с Положением об обработке персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Независимо от направления ритейла, основные блоки бизнеса остаются одинаковыми. Нюансы возникают при продаже отдельного вида (категории) товара. Безусловно, это дополнительные факторы и требования, которые необходимо учесть в работе к тем, что обозначены в данном материале.

Мы отдельно обращаем внимание, что все аспекты в настоящем материале рассмотрены исключительно с точки зрения минимизации рисков и увеличения прибыли за счет юридических механизмов.

Основные блоки бизнеса ритейла

Данные представлены по результатам анализа картотеки арбитражных дел, собственного опыта сопровождения судебных споров, опыта ведения сделок и урегулирования споров, вытекающих из договоров поставки, мировым соглашением, ведения деятельности ритейлеров
Помещения
офис, точка продаж, склад - тонкости и нюансы оформления договоров, условия платежей и расторжения договоров, содержания помещений и др.
Поставщики
закупка, поставка и возврат товара, регрессные требования, утилизация товара, качество и комплексность товара, гарантийные обязательства и др.
Персонал
материально-ответственные лица, действия без доверенности и подписание документов, ответственность компании за действия персонала, и др.
Рекламации покупателей
претензии покупателей, возврат товара, манипуляции покупателей, сроки, требования законодательства, и др.
Музыка в точке продаж
основания и механизмы использования музыки, соблюдение авторских прав, проверки и др.
Франчайзинг
механизмы оформления франчайзинга, прекращение договора франшизы, нюансы использования франшизы и др.
Маркетинг и реклама
требования законодательства о рекламе, продажи, вывески, рекламные материалы и акции, и др.
Деятельность управляющего магазином
зоны ответственности и риска, управление и принятие немедленных решений, и др.
Персональные данные
в том числе собственных сотрудников, клиентов, представителей заказчиков и др.
Реализация товара в сети Интернет
Юридические нюансы и статьи о привлечении к ответственности при продаже товара дистанционным способом - через интернет-магазин.
Для реализации товара дистанционным способом необходимо использовать либо договор публичной оферты, либо договор о дистанционной продаже товара. Отсутствие данного документа влечет за собой штраф согласно ст. 14.15 КоАП РФ - нарушение установленных правил продажи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 3 000 рублей, а на юридических лиц - от 10 000 до 30 000 рублей.
За каждое правонарушение, а не за какой-то период.

В договор нельзя включать условия, ущемляющие права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей. За данное нарушение предусмотрена ответственность п. 2 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей, а на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.

Все штрафы могут быть суммированы.

В договоре публичной оферты обязательны к указанию все реквизиты компании - ИНН, ОГРН, КПП, полное наименование, адрес месте нахождения, банковские реквизиты и контактные данные. Их отсутствие означает несоблюдение формы договора, а значит и привлечение к ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ.
Авторские права
Копирование текстов, картинок, фотографий и даже дословное описание товаров с другого сайта является нарушением авторских прав. Даже если на картинке не было водяных или иных знаков для обозначения авторских прав, это не значит, что можно ее использовать. Владелец авторских прав на фотографии может доказать свое авторство, предъявив в суде исходные данные. Этого достаточно для подтверждения авторских прав. И нарушителю придется оплатить штраф и возместить убытки.
Статья 1301 Гражданского кодекса РФ устанавливает ответственность за нарушение авторских прав в размере от 100 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения; в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Статья 7.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает наложение административного штрафа на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

Статья 146 Уголовного кодекса РФ гласит, что присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, - наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до 6 месяцев.
Рекламные сообщения
Еще одним отдельным блоком нарушений является рассылка рекламных, информационных и иных сообщений в отсутствие согласия покупателя на получение такой информации. Данные сообщения являются спам-сообщениями, и не важно, направляются они по электронной почте, в виде смс-сообщений или посредством электронных звонков.
Статья 18 Закона «О рекламе» (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе") гласит, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Иначе говоря, если нет подтвержденного согласия абонента (покупателя) на рекламу, то продавец не имеет право ему что-то рекламировать. В случае, если контролирующий орган запросит наличие у продавца такое согласие, его необходимо предоставить.

Если заявляется об автоматическом обзвоне, а очень много компаний считают, что автоматический обзвон решает проблему с ответственностью, то это тоже нарушение ст. 18 Закона «О рекламе» - не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Аренда помещения
Стоимость, формирование цены, условия
Самый известный и очень быстрыми темпами уходящий в прошлое – это фиксированный размер арендной платы с ежегодной индексацией ее размера не более 10% от суммы в год. Этот механизм абсолютно прозрачен, понятен и основная ошибка, которая бывает в договорах при установлении данного условия – это НДС. Стороны забывают его указывать, а значит он находится внутри цены (по мнение ФНС и судебной практики).
Следующий механизм – это фиксированная часть арендной платы и процент от продаж. Этот механизм сегодня наиболее популярен, однако именно в нем больше всего допускают ошибок. Процент от продаж обычно устанавливается в вилке от 0,2% до 7% от суммы реализации товара в месяц. Это не более, чем сложившаяся практика, процент может быть иным по согласованию сторон.

Традиционная ошибка в формулировке данного условия возникает из-за непонимания, как именно прописать условие о переменной части арендной платы, установленной в виде процента от реализации, и способы контроля этой суммы. Именно из-за проблем с контролем и возникают проблемы, возможности для спекуляции и неверном толковании условий договора.
Возврат товара, недокомплектность,
качество товара
Отдельный риск-блок. Требуют внимания не только аспекты оснований и сроков для возврата товара и предъявления претензий по качеству, комплектности, но и условия возврата товара, замены и допоставки, сроки и за чей счет обеспечиваются данные операции, по чьей вине возникла необходимости корректировки. Вместе с тем можно разграничить ответственность поставщика, заказчика и изготовителя, что приведет к экономической выгоде рийтела.
Закупочная деятельность без фактической приемки
Подобный подход минимизирует расходную часть транспортного блока и доставки, однако ритейл несет все риски доставки некачественного товара и ответственность за замену товара, невозможность проверить фактическое соблюдение ассортимента, качества и комплексности товара. Ритейл принимает на себя все риски, если иное не будет оговорено в соглашении с поставщиком. Изменение документооборота позволит снизить риски.
Доставка товара
Существует несколько механизмов оптимизации расходной части транспортных издержек. Доставка товара и отказ от его приемки выделяется в отдельный блок стоимости, подлежащей к оплате. Вместе с тем для использования данного механизма и все детали и условия должны быть прописаны в договоре, в том числе в договоре публичной оферты, если используется дистанционный способ продажи товара.
Персонал и трудовые взаимоотношения
Для того, чтобы сотрудника можно было привлечь к материальной ответственности по факту выявленного нарушения, все документы должны быть оформлены безукоризненно. Суды очень внимательно рассматривают подобные споры и при малейших недочетах в документах отказывают компании во взыскании убытков с сотрудников.
Это лишь небольшая карта рисков, с которой сталкиваются предприниматели. Составить подробную карту рисков для Вас, а главное - обеспечить их нивелирование и увеличить прибыль Вашего бизнеса, это наша работа, которую мы выполняем ежедневно.
ПОДПИСКА НА НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Нажимая кнопку "Отправить", Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных в соответствии с Положением об обработке персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Доверьте решение ваших задач нам
Мы разработаем для вашего бизнеса решение и воплотим его, будем рады видеть вас на всех наших мероприятиях - мы нацелены на долгосрочное сотрудничество.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: contact@kord-group.ru
Телефон: +7(495)120-20-89
Соцсети: Facebook | Youtube