+7(495)120-20-89
с 10.00 до 19.00 мск     contact@kord-group.ru

Как законно использовать музыку в точке продаж

Использование произведения в любом общественном месте в качестве фона считается его публичным исполнением. По закону за воспроизведение любого музыкального произведения необходимо платить вознаграждение правообладателям. Иначе это прямое нарушение авторских прав. Чтобы включить запись музыкального трека или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем. Даже радиостанция, которую мы слушаем в машине, платит за каждое воспроизведение музыкального произведения. Для прослушивания радио в личных целях платить не нужно, а вот использовать радиостанцию в общественных местах можно только на коммерческой основе.

Запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Иначе говоря, если при проверке контролирующими органами на электронном носителе (например, флешке), принадлежащем компании, будет найдена музыка, это обстоятельство будет прямо подпадать под гражданскую ответственность[2]. Придется доказывать, что электронный носитель принадлежит частному лицу и музыка на данном носителе также используется частным лицом в своих личных, некоммерческих целях.


Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер.  

Обратиться за защитой своих прав может сам правообладатель или, например, организации по управлению правами на коллективной основе. Очень часто сотрудники общественных организаций, Российского авторского общества (РАО) и не менее часто – конкуренты делают видеозапись в торговом помещении, в котором звучит музыка, совершают небольшие покупки, чтобы получить чек в качестве доказательства нахождения в конкретном месте и в конкретное время, и отправляют эти сведения правообладателю, который, в свою очередь, инициирует процесс по защите своих прав.

Ответственность за нарушение авторских прав начинается с ее исчисления в денежном эквиваленте, продолжается ликвидацией компании и может завершиться уголовной ответственностью.

Автор или иной обладатель прав на музыкальное произведение может по своему выбору требовать от нарушителя компенсации ему убытков. И это не те убытки[3], для которых необходима отправная точка и наличие еще некоторых аспектов, чтобы доказать сумму убытков, вину и причинно-следственную связь. В отношении авторских прав наше законодательство более конкретно, чем при доказывании убытков в общем порядке.

Правообладатель вправе по своему выбору требовать от нарушителя компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 руб. в зависимости от характера правонарушения (окончательный размер компенсации устанавливает суд).  Либо, при нарушении так называемых объектов смежных прав[4], – компенсации, равной двукратному размеру стоимости права использования произведения. И этот штраф предусмотрен за каждое правонарушение, а не за некий конкретный период.

Помимо взыскания убытков в пользу правообладателя, установлена еще и административная ответственность[5] должностных лиц (например, директора компании, филиала или торговой точки) – от 10 000 до 20 000 руб. с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Конфискуют также материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения. На компанию будет наложен штраф от 30 000 до 40 000 руб. с аналогичной конфискацией. То есть, помимо конфискации музыкальных произведений, которые транслировались, будет конфисковано и оборудование, на котором они транслировались, например, телевизор, если демонстрировались видеоролики или видеоклипы.

Таким образом, помимо инициирования судебного процесса о возмещении убытков, правообладатель, узнавший о нарушении его авторских или смежных прав, может обратиться за привлечением должностного лица, или компании, или сразу обеих сторон к административной ответственности[6], предоставив доказательства таких нарушений,

Последствия вряд ли можно будет назвать безобидными, тем более, если подобные действия совершаются неоднократно. То же самое касается не только музыкальных произведений, но и видеоконтента – например, трансляции конкретного канала, спортивного матча или фильма, видеоклипа или даже аудиозаписи художественных произведений и иной литературы.

Некоторые представители бизнес-сообщества являются крайне злостными нарушителями, однако и в отношении них предусмотрена ответственность.

В случае если компания неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации[7], суд может принять решение о ликвидации компании по требованию прокурора[8]. Если такие нарушения допущены индивидуальным предпринимателем, то его могут лишить статуса индивидуального предпринимателя по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Денежные штрафы и риск ликвидации компании или статуса индивидуального предпринимателя – крайне неприятные последствия. Но некоторые компании прибегают к следующей схеме: бренд компании оформляется на одно лицо, а сама деятельность ведется от имени другого лица, которое можно периодически заменять. Потребитель «идет на бренд», а от чьего имени ему пробивается чек, его меньше всего интересует. Так некоторые предприниматели пытаются избежать ответственности в виде возмещения убытков за нарушение авторских прав. Однако юристы, которые стоят на защите исключительных или смежных авторских прав, с данными манипуляциями очень хорошо знакомы. И для борьбы с такими схемами есть давно отлаженные механизмы.

Самый простой способ взыскать убытки с нарушителя – обратиться с иском в суд о признании должника банкротом и в последующем о привлечении его руководителей и контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам должника. Данная практика в настоящее время очень активно развивается с учетом последних нововведений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В рамках этого закона все чаще директора и владельцы компаний вынуждены после банкротства компании выплачивать долги за свою компанию из собственного кармана. И уверенность некоторых владельцев бизнеса, цитирующих статью закона, что «участники не отвечают по долгам компании», очень быстро разбивается другим законом – о привлечении участников к солидарной ответственности по долгам компании.

Помимо взыскания убытков и административной ответственности, предусмотрена еще и уголовная ответственность. Она наступает в силу уголовного законодательства[9] – незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно и приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок. Данная уголовная ответственность наступает при стоимости нарушенных прав от 100 000 до 1 000 000 руб. А 100 000 руб. для бизнеса – это совсем небольшой порог.

При нарушении авторских или смежных прав стоимостью свыше 1 000 000 руб. в качестве наказания предусмотрена уголовная ответственность в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или без такового. В данную категорию ответственности попадают и правонарушения, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо лицом с использованием своего служебного положения.

Уголовная ответственность является следствием привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде компенсации убытков и административной ответственности, а не исключает их. Поэтому в случае решения суда о привлечении к административной ответственности и (или) о взыскании с правонарушителя убытков исключать привлечение к уголовной ответственности не стоит, это может произойти несколько позже, при этом в основу уголовного преследования будет положено судебное решение о взыскании убытков или решение о привлечении к административной ответственности.

Даже если компания включает для своих клиентов радио или телеэфир, то на это также необходимо получить согласие автора или правообладателя, поскольку такая трансляция считается публичным исполнением произведения[10], то есть для неограниченного круга лиц.

Вознаграждение авторам или правообладателям выплачивает непосредственно лицо, которое организует публичное исполнение произведения. Вознаграждение выплачивается на основании лицензионного соглашения как аккредитованным Министерством культуры Российской Федерации, так и неаккредитованным организациям, которые вправе принимать это вознаграждение на основании договора о передаче полномочий по управлению правами с правообладателями.

Подробный процесс организации отношений между правообладателями и организациями по управлению правами на коллективной основе установлен в Гражданском кодексе РФ[11].

Отдельно регламентированы принципы работы организаций по управлению правами на коллективной основе договоров с правообладателями и государственную аккредитацию организаций по управлению правами на коллективной основе[12].

Отличие аккредитованных организаций от неаккредитованных состоит в том, что аккредитованные организации могут принимать вознаграждение в том числе для правообладателей, с которыми у них нет договоров о передаче полномочий по управлению правами. А неаккредитованные организации могут собирать вознаграждения только в пользу тех объектов, в отношении которых у них заключены договоры с правообладателями.

Чтобы воспроизведение музыки было законным, необходимо заключить лицензионное соглашение с организациями и платить им вознаграждение. В Министерстве культуры Российской Федерации аккредитованы две организации – это Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). РАО принимает вознаграждение в пользу исполнителей, изготовителей фонограмм. ВОИС принимает вознаграждение в пользу самих авторов. Иные организации являются неаккредитованными.

Размер вознаграждения каждая организация устанавливает самостоятельно. На сайте РАО необходимо перейти на вкладку «Пользователям», выбрать вид деятельности «Торговые площади» и далее в зависимости от размера площади помещения, в котором будет трансляция, применяется та или иная ставка для расчета ежемесячного вознаграждения.

На сайте ВОИС также необходимо перейти на вкладку «Пользователям», затем «Ставки для расчета вознаграждения», затем «Торговые площади» и также в зависимости от площади помещения можно рассчитать стоимость ежемесячного платежа.

На этих сайтах также можно проверить, переданы ли конкретные авторские права в управление данной организации или нет. Эти сведения публикуются в реестрах. Там же публикуются данные о произведениях, которые исключены из реестров.

Если вы намерены включать радио, вам необходимо заключить лицензионное соглашение и платить за такую трансляцию вознаграждение. То же касается и телеэфиров. РАО и ВОИС периодически направляют своих сотрудников под видом обычных потребителей в различные точки, чтобы контролировать авторские права.

На данных сайтах опубликованы лицензионные соглашения, которые предлагаются к подписанию. С ними можно заранее ознакомиться и проконсультироваться с юристом.

У неаккредитованных организаций ставки вознаграждения меньше, но менее широк (хотя и не хуже по качеству) и предлагаемый ими список материалов для использования.

Сегодня компании очень часто составляют плей-листы вручную, приглашая специалистов и опираясь на психологию потребителя.

Существует множество сервисов, которые напрямую работают с правообладателями. Взаимодействие с ними является законным, и многие известные мировые гиганты пользуются такими сервисами на постоянной основе.

Вы можете заключить договор с коммерческим сервисом и использовать предоставляемый им контент музыкального сопровождения в своей деятельности. Перед этим проверьте, есть ли у данного сервиса соглашение, на основании которого он принимает вознаграждение. Важно проверить и факт отказа правообладателя от услуг по управлению его правами через аккредитованные организации – всё же принципы должной осмотрительности при осуществлении коммерческой деятельности не отменены.

Проверив данные факты и получив заверенные копии подтверждающих документов, вы можете быть уверены, что повторно взыскать с вас вознаграждение за трансляцию ни РАО, ни ВОИС не смогут. Однако стоит напомнить еще раз, что РАО и ВОИС вправе принимать вознаграждение за произведения, когда с авторами и исполнителями у них нет заключенного договора.

Если сравнить размер штрафов за каждое правонарушение и размер вознаграждения, подлежащего к уплате, то становится очевидным, что платить ежемесячное вознаграждение куда выгоднее, чем возмещать убытки и нести административную или уголовную ответственность. Именно вопрос соразмерности всегда стоит на первом месте у предпринимателя.





[1] Статья 1270 Гражданского кодекса РФ.

[2] Там же.

[3] Указанные в статье 15 Гражданского кодекса РФ.

[4] Согласно статьям 1301, 1311 Гражданского кодекса РФ.

[5] Статья 7.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

[6] Часть 1 статьи 7.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

[7] Статья 1253 Гражданского кодекса РФ.

[8] Пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ.

[9] Статья 146 Уголовного кодекса РФ.

[10] Статья 1270 Гражданского кодекса РФ.

[11] Статья 1242 Гражданского кодекса РФ.

[12] Статьи 1243 и 1244 Гражданского кодекса РФ.
Все права защищены. Вся информация, расположенная на настоящем сайте, а также статьи и документы, защищены законом.
Ее распространение, копирование, извлечение как полностью, так и частично запрещено без письменного разрешения ООО "Юридическая группа К.О.Р.Д."