8 (495) 120-20-89
 с 10.00 до 19.00 по московскому времени

Субсидиарная ответственность руководителя

Субсидиарная ответственность руководства компаний при банкротстве юридического лица

Компании-должники за исполнение своих обязательств перед кредиторами отвечают только собственным имуществом, включая уставный капитал (п.1 ст.56 ГК РФ). По общему правилу контролирующие компанию лица, определяющие действия должника (обычно – директор), не отвечают по обязательствам фирмы.

С неприятностями руководство сталкивается в процессе банкротства организации. Если для погашения всех долгов имущества компании оказывается недостаточно, руководитель может быть привлечен к субсидиарной, т.е. дополнительной, финансовой ответственности в размере непогашенной организацией задолженности. Это происходит, когда к банкротству привели сознательные действия (реже - бездействие) топ-менеджеров (ст. 10 федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве)).

 


В настоящее время контролирующие лица априори считаются виновными в привидении фирмы к банкротству в рассмотренных ниже обстоятельствах.

Ответственные лица должны вовремя направить в суд заявление о банкротстве (ст.9 Закона о банкротстве). Если этого не сделано они будут привлечены к субсидиарной ответственности (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве).

Например, суды полагают, что, если денег на счету недостаточно для уплаты долга, должник является неплатежеспособным, и возникает обязанность подать заявление о признании фирмы банкротом (постановление арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № Ф02-5951/2014 от 12.01.2015 по делу № А78-3518/2013). В то же время наличие просроченной задолженности перед одним кредитором еще не говорит о неплатежеспособности (постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.04.2015 № Ф01-576/2015 по делу № А79-6939/2012).

Чтобы снять с себя ответственность, в следующих случаях директору придется доказывать, что руководство компанией осуществлялось разумно и добросовестно:

- когда в результате предбанкротной сделки (или нескольких сделок) правам кредиторов причинен материальный ущерб;

- при отсутствии необходимой бухгалтерской документации, нужной в ней информации об объектах, предусмотренных законом, либо при искажении такой информации.

В остальных случаях заявитель сам должен доказать наличие вины контролирующих лиц в банкротстве должника. Виновные действия могут выражаться, например, в уклонении от уплаты налогов (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.07.2014 № А79-13990/2012, ФАС Уральского округа № Ф09-2574/11-С4 от 20.05.2011 по делу № А71-4633/2008).

Во всех перечисленных случаях, помимо установления указанных фактов, заявители должны обозначить причиненный ущерб и причинно-следственную связь между действиями директора и ущербом (постановление Президиума ВАС РФ №9127/12 от 06.10.2012 по делу № А40-82872/10-70-400 «Б»).

Если кредиторам причинен несущественный вред по сравнению с размером требований, которые должны быть удовлетворены виновным лицом, его ответственность соответственно снижается.

Тенденция судебной практики такова, что после изменения законодательства "О несостоятельности (банкротстве)" привлечь к субсидиарной ответственности стало проще. Ранее суды во многих случаях отказывали в привлечении руководителей к субсидиарной ответственности (определения арбитражных судов республики Коми от 04.03.2016 по делу № А29-3523/2014, Кемеровской области от 03.03.2016 по делу № А27-14600/2012).
Текущая судебная практика складывается совсем иначе - все чаще и по более простым основаниям руководители и контролирующие лица привлекаются судами к субсидиарной ответственности.

 

Предбанкротные сделки

Если совершенная должником сделка негативно сказалась на правах кредиторов, она может быть признана судом недействительной. Среди таких сделок значатся:

- подозрительные сделки (в соответствии со ст. 61.1 Закона о банкротстве), совершённые в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия такого заявления,

- сделки, повлекшие за собой оказание предпочтения одному из контрагентов перед другими (ст.63.3 Закона о банкротстве), заключенные после принятия судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до подачи такого заявления.

Например:

- договоры, заключенные с целью вывода активов (определение ВС РФ от 02.07.2013 № 18-КГ13-59),

- соглашения о займах аффилированным компаниям с их дальнейшей ликвидацией,

- реорганизация предприятия

- и другие.

В следующем деле суд выявил целый «букет» обстоятельств, свидетельствующих о преднамеренном банкротстве, которые были положены в основание привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.05.2014 № А45-6017/2010). Среди них:

- предоставление учредителю должника займа при отсутствии сведений о возврате предоставленных денежных средств,

- вывод ликвидных активов должника путём заключения с обществом соглашений об отступном, договоров купли-продажи автотранспортных средств в отсутствие информации о поступлении денежных средств, договора уступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома,

- совершение недействительных сделок по установлению и выплате директору должника заработной платы и компенсационных выплат при досрочном расторжении трудового договора по инициативе работника, в результате чего произошло уменьшение конкурсной массы должника и нарушение прав кредиторов

- и другие.


Непредставление бухгалтерской документации

В течение трех дней после утверждения конкурсного управляющего руководитель должен передать ему бухгалтерскую и иную документацию (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве). Однако сам по себе факт непредставления первичных документов не является основанием для привлечения директора к ответственности. Только если отсутствие документов затрудняет формирование и реализацию конкурсной массы, руководство будет отвечать за долги компании (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве). При этом факт несоответствия бухгалтерского и налогового учета является весомым аргументом для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности.

В постановлении 14 арбитражного апелляционного суда от 04.06.2016 по делу № А05-8144/2014 особо отмечено, что даже учитывая презумпцию вины руководства, сам по себе факт непредставления первичных документов бухгалтерского учета конкурсному управляющему при отсутствии доказательств причинно-следственной связи между его действиями и неплатежеспособностью должника не может служить основанием для установления субсидиарной ответственности. Должны быть представлены доказательства, свидетельствующие о том, что непередача ответчиком документов препятствует проведениюю процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также формированию и реализации конкурсной массы.

Ст. 14.13 КоАП предусматривает административную ответственность, в т.ч., за сокрытие бухгалтерских документов. Ведь только при их наличии может быть достоверно сформирована конкурсная масса.


Заключительные положения

Поставить вопрос о привлечении руководства к ответственности могут конкурсный управляющий или лица, участвующие в деле о банкротстве. Чаще, чем другие кредиторы, привлечь руководство к субсидиарной ответственности пытается налоговый орган (постановление арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-1409/2015 от 23.04.2015 по делу № А73-6723/2012). Причем это может быть сделано только в ходе конкурсного производства не позднее трех лет после признания фирмы-должника банкротом (п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве, п. 7 Обзора судебной практики по вопросу привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2011).

В силу п. 3 ст. 53 ГК РФ привлечение директора к субсидиарной ответственности не препятствует подаче учредителями (участниками) к нему иска о возмещении убытков, которые были причинены организации (п. 9 ст. 10 Закона о банкротстве).

Следует также иметь ввиду, что в случае выявления признаков преднамеренного банкротства виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности (ст.14.12 КоАП). А причинение крупного ущерба кредиторам служит основанием для привлечения к уголовной ответственности на основании ст. 196 УК РФ, предусматривающей, в т.ч., наказание в виде штрафа размере до 500 000 рублей.


Рекомендации

Несмотря на то, что суды редко удовлетворяют требования заявителей о возложении на контролирующих лиц ответственности, тем не менее, такой риск существует (определение ВАС РФ ВАС-11134/12 от 29.04.2013 №, постановление арбитражного суда Московского округа № Ф05-1591/15 от 17.03.2015).

При наличии признаков банкротства не стоит тянуть с обращением в суд о банкротстве. Поскольку предбанкротные сделки могут быть поставлены под сомнение, следует внимательно отнестись к их экономическому обоснованию и выбору контрагентов, провести экспертизу соглашений. Задолженность перед ФНС лучше сразу оспаривать в суде при наличии к тому оснований.

 



 

Дополнительная нормативно-правовая база


Статья 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве). Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве

1. В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином-должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

 

Статья 399 ГК РФ. Субсидиарная ответственность

1. До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

2. Кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника.

3. Лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, - привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.

4. Правила настоящей статьи применяются, если настоящим Кодексом или иными законами не установлен другой порядок привлечения к субсидиарной ответственности.

Прекращение обязательств зачетом - если ответственность поручителя является субсидиарной, кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к поручителю, если его требование к должнику может быть удовлетворено путем зачета либо бесспорного взыскания средств с основного должника.

 

Статья 341.5 Трудового кодекса РФ.

Субсидиарная ответственность по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала)

По обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), в том числе по обязательствам по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, по уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, субсидиарную ответственность несет принимающая сторона.

 

Статья 3 Закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ. Ответственность общества

1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

2. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.

3. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества.

4. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

 

Пункт 3 статьи 7.1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"

Выплаты по ценным бумагам иным депонентам передаются не позднее семи рабочих дней после дня их получения. Эмитент несет перед депонентами депозитария, осуществляющего обязательное централизованное хранение ценных бумаг, субсидиарную ответственность за исполнение таким депозитарием указанной обязанности.

 

При рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения

В соответствии с п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения.

П. 1,2,6, ст. 63 и п. 5 ст. 64 ГК РФ определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.

Поэтому требования кредиторов, заявленные после завершения ликвидации учреждения, не могут быть удовлетворены за счет собственника имущества учреждения.

 

Единственный случай субсидиарной ответственности по уплате налогов и сборов установлен п. 2 ст. 49 НК РФ, который предусматривает при недостаточности средств ликвидируемой организации возложение на ее учредителей (участников) в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации или учредительными документами, обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов и сборов. При применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам. Порядок взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам определен ст. 45-48, 115 Налогового кодекса.

 

Статья 48 Налогового кодекса РФ

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 2 следующего пункта.

2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

 

Статья 115 Налогового кодекса РФ

Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 46,47 Налогового кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 Налогового кодекса.

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подп. 1-3 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

 

Пункт 2. Статьи 49 Налогового кодекса РФ

 Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями ст. 46,47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Все права защищены. Вся информация, расположенная на настоящем сайте, а также статьи и документы, защищены законом.
Ее распространение, копирование, извлечение как полностью, так и частично запрещено без письменного разрешения ООО "Юридическая группа К.О.Р.Д."
Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь при субсидиарной ответственности, мы с радостью готовы Вам помочь.


Свяжитесь с нами


смотрите также:
Договоры и соглашения

Договоры и соглашения

Услуга юридическим лицам
Договоры и соглашения
Защита руководителей и собственников бизнеса

Защита руководителей и собственников бизнеса

Услуга юридическим лицам
Защита руководителей и собственников бизнеса
Инвестиционные проекты

Инвестиционные проекты

Услуга юридическим лицам
Инвестиционные проекты
Корпоративные документы и сделки

Корпоративные документы и сделки

Услуга юридическим лицам
Корпоративные документы и сделки
Сопровождение стартапов

Сопровождение стартапов

Услуга юридическим лицам
Сопровождение стартапов
Сопровождение тендеров и закупок

Сопровождение тендеров и закупок

Услуга юридическим лицам
Сопровождение тендеров и закупок
Экспертиза документов

Экспертиза документов

Услуга юридическим лицам
Экспертиза документов
Юридическая структура бизнеса

Юридическая структура бизнеса

Услуга юридическим лицам
Юридическая структура бизнеса
Юридический аудит бизнеса

Юридический аудит бизнеса

Услуга юридическим лицам
Юридический аудит бизнеса
Юридическое обслуживание бизнеса

Юридическое обслуживание бизнеса

Услуга юридическим лицам
Юридическое обслуживание бизнеса
Юридическое структурирование сделок

Юридическое структурирование сделок

Услуга юридическим лицам
Юридическое структурирование сделок
Банкротство

Банкротство

Арбитражные споры, суды
Банкротство
Изъятие земельных участков и объектов для государственых нужд

Изъятие земельных участков и объектов для государственых нужд

Арбитражные споры, суды
Изъятие земельных участков и объектов для государственых нужд
Иные категории споров

Иные категории споров

Арбитражные споры, суды
Иные категории споров
Корпоративные споры

Корпоративные споры

Арбитражные споры, суды
Корпоративные споры
Споры о взыскании денежных средств

Споры о взыскании денежных средств

Арбитражные споры, суды
Споры о взыскании денежных средств
Споры по арендным отношениям

Споры по арендным отношениям

Арбитражные споры, суды
Споры по арендным отношениям
Споры по инвестиционным контрактам

Споры по инвестиционным контрактам

Арбитражные споры, суды
Споры по инвестиционным контрактам
Споры с государственными органами

Споры с государственными органами

Арбитражные споры, суды
Споры с государственными органами
Споры с налоговой инспекцией (ФНС)

Споры с налоговой инспекцией (ФНС)

Арбитражные споры, суды
Споры с налоговой инспекцией (ФНС)
Споры, связанные с выполнением работ

Споры, связанные с выполнением работ

Арбитражные споры, суды
Споры, связанные с выполнением работ
Споры, связанные с оказанием услуг

Споры, связанные с оказанием услуг

Арбитражные споры, суды
Споры, связанные с оказанием услуг
Споры, связанные со строительством объектов

Споры, связанные со строительством объектов

Арбитражные споры, суды
Споры, связанные со строительством объектов